ДОСААФ: республиканское	государственно-общественное объединение <добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь>

ДОСААФ

ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ,
АВИАЦИИ И ФЛОТУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Русский English Deutsch

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

СПОРТ

ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ

ТЕХОСМОТР АВТОМОБИЛЕЙ

90-ЛЕТИЮ ДОСААФ ПОСВЯЩАЕТСЯ

НОВОСТИ

2017   2016   2015   2014   2013   2012   2011   2010  
09-10-2017 .:. В НЕБЕ СТАНОВИТСЯ ТЕСНО
 

http://www.dosaaf.gov.by/img/151/dron_112x0.jpg

Дроны. Мы и не заметили, как это модное слово вошло в повседневный обиход. Сложно представить сферу народного хозяйства, где бы они сегодня не использовались. Но растущая популярность, в том числе у желающих просто сделать красивый кадр для себя или заработать на аэросъемке, обнажила проблему: в гражданской авиации применение квадрокоптеров урегулировано не до конца. Пути решения были предложены, возможно, их узаконят к концу года: уже обсуждаются поправки в Воздушный кодекс, в том числе вероятность того, что беспилотные летательные аппараты массой до 25 кг потребуется регистрировать, а сертифицировать нет. Сертификацию же для более крупных моделей предлагается максимально упростить. Тем не менее будущие операторы и техники гражданских беспилотников уже могут получить некую базу — теоретическую и практическую. Таких специалистов в стране обучают в Центре спецподготовки и ДОСААФ. Журналисты «СБ» побывали на курсах в минском авиационно–учебном центре оборонного общества.

Здоровье — как у космонавтов

В группе 4 человека. Они уже прошли 80 часов теории и 12–часовую тренажерную подготовку. Сегодня — первое из шести практических занятий на Сергей Костевич. аэродроме в Боровой. Затем — экзамен.

http://www.dosaaf.gov.by/img/151/dron2-1_112x0.jpgНачальник центра Сергей Костевич: «Мы выдаем справки о прохождении курсов и книжки оператора БЛА, с принятием авиаправил по беспилотникам наши выпускники будут получать в Департаменте по авиации Минтранса свидетельство оператора беспилотного летательного аппарата. Всего мы обучили 48 человек — геодезистов, энергетиков, представителей лесного и сельского хозяйств, горно–обогатительных организаций, Минтранса». Обязательное требование для подготовки таких операторов — образование не ниже среднего специального и справка врачебно–летной экспертной комиссии (ВЛЭК).

Курсант Николай Гинько показывает мне список меддокументов, выданный ВЛЭК:

— Нужно сделать флюорографию, УЗИ сердца и внутренних органов, щитовидки, ЭЭГ, сдать анализы крови на ВИЧ, РВ, на маркеры вирусных гепатитов В и С, биохимический анализ крови, взять справки из психоневрологического и наркологического диспансеров и еще много чего.

 

Пока обучаемые разбирают задание, которое на аэродроме через пару часов предстоит выполнить на пару с «птичками», разговариваем с начцентра: «Я был руководителем группы по разработке правил для БЛА. В них прописаны нюансы по регистрации, сертификации, обучению, организации выполнения полетов. К примеру, есть пункт о применении этой техники не в коммерческих целях: в этом случае для нее могут действовать те же правила, что и для авиамоделей, не потребуется обучение и сертификация, — достаточно разрешить летать в пределах визуальной видимости и не выше 100 м».

http://www.dosaaf.gov.by/img/151/dron3_112x0.jpg

Как бы «птичка» не спряталась

Костевич говорит, что некоторое напряжение уже снял появившийся Указ № 81 «Об использовании авиамоделей», к которым приравняли и дроны. Но это, скорее, временная мера. Ведь в указе под авиамоделью понимается «летательный аппарат без человека на борту, управление полетом которого возможно только при условии визуального контакта с ним». Квадрокоптеры под эту формулировку не подходят хотя бы потому, что техника вроде Phantom 4 PRO (размеры: 35 на 35 см, высота 20 м) на удалении даже до 100 м может быть еле различима, а техническая возможность полетов по дальности до 4 км. Да и не прописано, что беспилотники должны летать в пределах видимости оператора. Второй нюанс: да, на БЛА есть камера, но лишь по этому изображению с аппарата контролировать «птичку» на высоте сможет опытный человек. Но и ему будет трудно оценить обстановку вокруг коптера и не столкнуться с другой техникой.

http://www.dosaaf.gov.by/img/151/dron4_112x0.jpg

— Маршруты дальних полетов мы согласовываем с предприятием «Белаэронавигация», со съемкой — еще и с Минобороны. Ему потом нужно будет показать весь отснятый материал. А как использовать коптеры на массовых мероприятиях? — инструктор центра (и зампредседателя Белорусской ассоциации беспилотной авиации) Глеб Бондарик задается резонным вопросом. — Кстати, хорошая практика наработана во время проведения фестиваля «ПроНебо», открытия и закрытия байкерского сезона: выделяется руководитель полетов, он раздает для малых беспилотников сектора и высоты, смотрит, чтобы модели не столкнулись. Такой подход можно узаконить для всех подобных мероприятий. Сейчас ведь нет требований по градации, весу, типу беспилотных систем. Если ты снимаешь с неба свадьбы, то должен получить сертификаты, пройти регистрацию. А с появлением 81–го указа им прикрываются абсолютно все коммерсанты: мол, используем БЛА для себя.

Своя частота, свое небо

Недавно федерации разрешили использовать для полетов определенную радиочастоту (на ней ведется управление 90% дронов), говорит Бондарик: «Заодно обязали нас вести реестр коптеров. Человек, чтобы законно пользоваться частотой, обращается к нам, и мы клеим на беспилотник «марку». Кстати, в Америке максимально упрощенная регистрация — подал заявку, заплатил от 5 долларов и летай. Зато минимальный штраф за нарушение правил полетов у них 27 тысяч долларов. Во многих странах вообще нет курсов по обучению операторов БЛА. Учишься сам и сдаешь тестирование в специализированной организации».

...Мы на аэродроме. Курсанты пробуют поднять беспилотник вверх, вправо–влево, затем с учетом прогнозных показателей, характера местности, наличия опасных зон и зон ограничения полетов выполняют задание по маршруту.

http://www.dosaaf.gov.by/img/151/dron5_112x0.jpg

Обучаемые настраивают внутренний «компас» коптера. Это на случай потери на высоте связи с пультом, почти разряженной батареи или если оператор нажмет не ту кнопку — тогда аппарат сможет вернуться к отправной точке сам. В программе моделей уже есть базы безопасных и запрещенных зон. Обновляются вручную, последние данные — на сайте Минобороны. Сейчас запрещенных для полета зон в стране 16, в ближайшее время их может стать более 250.

Кажется, не за горами и доставка товаров дронами. «Пока я скептически к этому отношусь, — по мнению Бондарика, пока сама доставка обойдется дороже товара. — Такие проекты возможны с введением сетей сверхбыстрой радиосвязи (так называемого интернета вещей), наработкой систем взаимодействия беспилотников и диспетчерского контроля в воздухе. Кстати, голландские коллеги активно внедряют в коптеры системы на базе искусственного интеллекта, машинного зрения и распознавания информации. К примеру, при обследовании сотовой вышки система сама сканирует поверхность, обрабатывает данные в зависимости от задач и передает в диспетчерский пункт уже конечную информацию».

Мои собеседники надеются, что к Новому году все же появятся авиационные правила организации выполнения полетов для беспилотников гражданской авиации и они уже не будут вне закона. Главное, чтобы новые требования были простыми, понятными и действительно нужными. Однако следует дождаться изменений в основной документ — Воздушный кодекс, а уж потом нарабатывать и утверждать другие законодательные акты по БЛА.

Людмила ГЛАДКАЯ

Автор фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

sb.by

 

Перейти к полному списку »...

Читайте также:

НАШИ ПАРАШЮТИСТЫ – В "ДОБРАЙ РАНІЦЫ, БЕЛАРУСЬ"
АВТОРИТЕТНЫЙ БРЕНД, ПРОВЕРЕННЫЙ ВРЕМЕНЕМ
ПОЧЕМУ БОБРУЙСКАЯ АВТОШКОЛА ДОСААФ ПРИЗНАНА ОДНОЙ ИЗ ЛУЧШИХ В СТРАНЕ
ВНИМАНИЕ – ПРЕДСТОЯЩЕЙ ЗИМЕ
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ЧЕТВЕРКА И ВРАТАРЬ
ВИТЕБСК ПРИГЛАШАЕТ НА АВТОКРОСС
Я ВАС, ПДД, ЗНАЮ И ВЫПОЛНЯЮ
АВИАПАРК ДОСААФ ПОПОЛНИЛСЯ НОВЫМ МНОГОЦЕЛЕВЫМ ВЕРТОЛЕТОМ ROBINSON-44 RAVEN II
РАСКРЫТЬ ТАЛАНТ ПОМОГАЕТ ТУРНИР
ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС В “ВАЯРЕ”




Все права защищены. ДОСААФ 2004-2017 Создание сайта Атлант Телеком